Внимание: проект создан для того, что собрать и организовать поклонников ФК Зенит, проживающих в Казахстане.

 

ХУЛИГАНИЗМ КАК ИССЛЕДУЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ

Двести лет назад в Лондоне проживала некая семья с ничего не значащей тогда фамилией Холлигэны. Отличались они весьма непристойным нравом. Ко всему прочему, содержала эта семейка постоялый двор, и под покровом ночи грабила своих же постояльцев. Через некоторое время Холлигэны были изобличены и осуждены. Но дурная слава о семействе разбойников успела распространиться далеко за пределы Англии. И спустя какое-то время их фамилия стала именем нарицательным, войдя во многие языки, пусть и в несколько видоизмененном виде.

Все-таки идеи и мысли - вещи материальные. К такому выводу мы пришли после прочтения РФВ №21. Самая первая тема издания, повествующая о причинах и истории хулиганизма, была также спроектирована и нами. И ясное дело, что повторять теперь этот проект мы не будем. В РФВ эта тема раскрыта должным образом. Однако полностью отказываться от задуманного мы не стали. И со своей стороны, как бы дополняя уже преподнесенную информацию, мы решили рассмотреть явление хулиганизма времен его зарождения, хотя об этих причинах было вскользь уже упомянуто все в той же статье. Сейчас же мы рассмотрим это немного подробнее, проведя нить не только между хулиганизмом и обществом, а именно между околофутбольным хулиганизмом и тем, вокруг чего, собственно говоря, это все и происходит.

Давайте посмотрим на историю зарождения и первоначального развития футбола. Только после прочтения первых строк не расплывайтесь в глумливой улыбке. Итак, в летописях династии Хань, которым уже более 2000 лет, встречается первое упоминание об игре, схожей с футболом. Значит, с исторической точки зрения можно сказать, что родоначальником футбола был Древний Китай. Хотя это тоже лишь одна из гипотез, разновидность игры, которую теперь называют футболом, существовала у многих народов на протяжении целых веков, и эта игра была одним из излюбленных развлечений. В Древней Греции и Древнем Риме существовала игра гарпастум, примерно схожая с футболом, когда нужно было занести мяч в тыл другой команде. В Британии в более позднее время в масленичную неделю также проводились некие игры прямо на рыночной площади. Два моба с неограниченным числом "игроков" пытались забросить мяч в ворота друг друга. Эти "ворота" представляли собой, как правило, какое-нибудь заранее оговоренное место неподалеку от центра города. Игра проходила грубо, жестко и нередко опасно для жизни играющих. Когда два моба разгоряченных "игроков" неслись по улицам города, они сметали все на своем пути. Владельцам торговых лавок и домов приходилось закрывать ставнями или досками окна нижнего этажа. Победителем становился тот, кто, в конце концов, "вносил мяч в ворота". Но не обязательно в подобной игре использовался мяч. Например, последователи мятежника Джека Кэда, предводителя народного восстания, гоняли по улицам Лондона надутый свиной пузырь. А в Честере ногами пинали и вовсе человеческую голову. Здесь эта забава произошла во время игрищ в честь победы над данами, так что вместо мяча приспосабливалась отрубленная голова кого-то из побежденных.

Существует письменное свидетельство, что в 1175 году лондонские парни играли в нечто похожее на футбол на улицах города. И во времена Эдуарда II эта игра приобрела такую бешенную популярность, что лондонские барыги-купцы кинули королю прошение с просьбой запретить эту игру, так как она мешала их торговле, причиняя материальный урон. И вот 13 апреля 1314 года Эдуард II издает королевский указ, запрещающий футбол, как забаву народа, как игру противную общественному спокойствию и ведущую к раздорам и злобе: "Поскольку от давки и толкотни, от беготни за большими мячами происходящими в городе, шум стоит и беспокойство, от каковых многое зло происходит, Всевышнему неугодное, высочайшим указом повелеваю впредь в городских стенах богопротивную игру запретить под страхом тюремного заключения".

Это лишь одна из многочисленных попыток упразднить футбол. В 1349 году король Эдуард III попытался запретить футбол, поскольку его беспокоило, что молодые люди слишком много времени и сил отдают этой дикой забаве. Он повелел всем шерифам Лондона запретить "сие праздное времяпрепровождение". Ричард II, Генрих IV и Джеймс III также пытались запретить футбол, и все одинаково безрезультатно.

Однако, в эпоху Тюдоров и Стюартов футбол, несмотря на свою репутацию игрища "богопротивного и непотребного", наоборот, процветал и набирал популярность. Впоследствии, Кромвелю удалось почти полностью искоренить эту игру, так что футбол возродился лишь в эпоху Реставрации. В то время еще не существовало никаких правил, и игра рассматривалась, как забава разнузданного народа. Сэр Томас Элиот в своей знаменитой книге "Правитель", вышедшей в свет в 1564 году, заклеймил футбол, как игру, которая будит в людях "звериную ярость и страсть к разрушению" и которая "достойна только того, чтобы навечно о ней забыть". Однако английские парни вовсе не собирались отказываться от своей молодецкой забавы. При Елизавете I футбол получил широкое распространение, и при полном отсутствии правил и огранизованного судейства "матчи" частенько заканчивались увечьями игроков, а иногда и фатальными исходами. Исходя из этого, можно вполне обоснованно высказать предположение, что существующий ныне околофутбольный хулиганизм есть ни что иное, как продукт того самого первоначального прототипа самой игры. Если раньше участниками игры становились сами зрители, каждый подобный "матч" предоставлял возможность любому поучаствовать в этом процессе. Со временем введения правил и "цивилизации" игры, зрители отошли в сторону и стали лишь статистами в этом процессе, а не участниками, как было раньше. В результате этого и вышло, что параллельно каждому матчу проводится и так называемый "зрительский тайм", где также каждый стремится быть первым. Тебе уже мало того, что победила твоя команда, тебе нужно одержать победу самому. Одержать победу над конкурирующей фирмой, над так доставшими тебя копперами, над гопоподобными быдлонами, над всем, что пытается противостоять твоим интересам и идеалам. И, порой, даже эти победы для тебя важнее и весомее тех, что одерживают твои парни на поле стадиона. Борьба - это жизненная необходимость, перешедшая в степень хобби. Если раньше люди охотились для того, чтобы добыть себе еду, то теперь это стало просто дорогим увлечением, хобби. Отчасти, такую же параллель можно провести, анализируя и сегодняшние реалии вокруг стадионов.

Материал взят из фанзина "Bulldog" №14

 

 

 

 

                      

 



Хостинг от uCoz