ИСТОРИЯ ФУТБОЛЬНОГО ХУЛИГАНИЗМА В
СССР И РОССИИ
(статья из газеты
"Известия", написал: Капитан)
Российский футбольный фанатизм оказался на перепутье. От того, по какому
пути он двинется дальше, будет зависеть спокойствие на наших стадионах до,
после и во время футбольных матчей. Обязателен ли для российских фанов
"британский" путь и связанное с ним насилие, или в нашей стране
возможна "скандинавская" модель, определяемая понятием
"roligans" (не путать с "hooligans")? Для начала
обратимся к истории.
История футбольного хулиганизма в СССР и России.
Реально о существования фан-движения в России, которое являлось бы носителем
определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов 20 века. В то время
появились первые фан-мобы (кто знает что такое моб, тот понимает), постоянно
совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое
поведение на стадионе (типа траблов с ментами на секторах) и прочее. Они
использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты
субкультуры. Правда, фан-движение не стало массовым, из-за сильного
сопротивления со стороны власти и общества. В общем о каком фанатизме можно
было говорить в совковые времена.
Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов
советского общества (типа ментов и т.д.), из-за его несоответствия
традиционным культурным стереотипам, гасило новое социальное образование и
численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом
крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало
нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры современного
фан-движения начинали именно в это время, что и создало им авторитет в
фан-движении.
После распада советского общества фан-движение стало расширяться. На Западе
фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории
нашего общества, граждане практически нифига об этом не знали, фанаты
западных клубов стремались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение
развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества
российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в
других странах, и значительно возросло количество контактов с ultras других
стран. Все это способствовало повышению интереса к новому явлению, и,
следовательно, сделало его более популярным и массовым.
В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый
охватил временной этап с конца 80-х годов по 1994-1995 годы. Несмотря на то,
что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным по сути
лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно.
Численность бандерлогов стала измеряться несколькими тысячами человек
(пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные мобы были у московских команд:
"Спартак", "ЦСКА", "Динамо".
Второй этап начался после 1995 года и продолжается до сих пор. Именно во
второй период начинают создаваться малочисленные мобы (20-30 рыл).
Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группах
значительно теснее коммуникации, потому подобные образования более
жизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп, чувствуют себя более защищенными
от нападок со стороны представителей враждебных фан-движений, милиции . У
фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, так как многие
фан-движения находят поддержку у руководства клубов, а также формируется
система членских взносов в рамках фан-групп. У каждой московской команды
возникает по 5-6 малочисленных, но очень сильных мобов.
Далее следует поговорить о крутости моба или отдельного бандерлога. Если
говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет
фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных "выездов".
Существует специальная иерархия выездов - чем дальше пердь, тем почетнее -
кроме того, существуют еще всякие "двойники", "тройники"
(выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало
фанатов, то это также повышает их авторитет. Также на авторитет фаната влияют
и некоторые другие факторы.
Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально.
Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе
и у ряда клубов первого дивизиона, появляются свои фирмы. Наиболее крупные
региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владике, Ярике, Самаре и т.д.
Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих региональных
фан-групп, так как их численность не превышает нескольких сотен человек.
Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она
составляет примерно 45-50 тысяч рыл. По конкретным командам это распределено
так: "Спартак" (Москва) - около 15 тысяч, "ЦСКА" (Москва)
- около 10 тысяч, "Динамо" (Москва), "Зенит" (Санкт-Петербург)
- 6-8 тысяч, "Торпедо", "Локомотив" (Москва) - 3-5 тысяч,
региональные команды (в сумме) - 2-3 тысячи.
Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае
какого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате,
успешная игра в еврокубках и т.д. Наиболее характерные примеры такого рода
московский "Локомотив" и Питерский "Зенит".
Московский "Локомотив" традиционно был наименее популярной
московской командой, но удачные выступления в российском первенстве и
европейских кубках существенно увеличили число его болел и фанатюг. То же
самое и с "Зенитом". В то время когда "Зенит" выступал в
первой лиге численность его фан-движения составляла всего несколько сотен
человек, но как только он вышел в высшую лигу число фанатов сразу увеличилось
в несколько раз и с тех пор постоянно растет.
Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовым
явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно
распространяется по всей стране. Что не может не радовать. УРА!!!
Теперь мы приведем в пример другую статью, присланную в газету
"Известия" одним футбольным фанатом:
Развилка.
Заранее прошу прощения у братьев-фанатов из нестоличных русских городов - о
них сегодня речь не идет. футбольный фанатизм на периферии возник по примеру
Москвы и Питера и только после того, как в провинцию наведались столичные или
питерские фанатики. А потому до осмысления самих себя пока не доросли даже
довольно старые фанбанды, вроде свердловчан, воронежцев или волгоградцев.
Лицо русского футбольного фанатизма губернские группировки сегодня не
определяют.
Москва! Как много в этом звуке...
Российский футбольный фанатизм действительно начался с Москвы и с
"мяса", то есть со "Спартака". Окончательно красно-белая
банда сформировалась во время пребывания "Спартака" в первой лиге,
и с самого начала ей были присущи все типично московские черты.
Поставьте себя на место человека, которого ненавидят в любом населенном
пункте за пределами Московской кольцевой автострады. Что вы будете
чувствовать и испытывать, приезжая в другой город? К тому же в высшей лиге
чемпионата СССР собственно российских команд было не так уж и много, зато
хватало команд из союзных республик. А там (и в первую очередь на Украине)
Москву ненавидели еще пуще, чем в российской глубинке, а уж тем более
-"Спартак". Соответственно, любой "мясной" (а уже потом -
и прочие, поехавшие по стране за любимыми клубами) должен был находиться в
"постоянной боевой готовности", чтобы биться по первому кличу.
Когда в начале 80-х спартаковского фэна просто хватали за розетку (шарф), он
в ответ стучал недоумкам в "табло". Даже ленинградцам такое по тем
временам было в диковинку. Говорят что москвичей не любят, потому что жители
столицы много задаются и смотрят на других свысока. А кто-нибудь хоть раз задумался,
почему так ведет себя самый обыкновенный москвич? Да ведь в его город испокон
веку прутся все, кому не лень! Он не может выйти на улицу, чтобы его не
схватили за рукав и не спросили "как пройти туда-то и туда-то". В
советские времена москвичу было не протолкнуться в продуктовом магазине:
толпы приезжих с вытаращенными глазами скупали колбасу и сыр. За что,
спрашивается, ему любить иногороднего, чужака?
А еще в последние годы в Москву понаехало много людей из провинции - начиная
с казанской и прочей "братвы", и заканчивая разбогатевшими мелкими
торговцами. Среди "новых русских", которых в первопрестольной
сейчас пруд пруди, далеко не все - русские люди. Поближе кденьгам прикатило и
несметное количество жителей солнечного Кавказа. И наоборот - не всем
москвичам, особенно молодым, досталась нормальная работа, закрылись цеха
крупных заводов и фабрик. Я думаю, неудивительно, что среди сегодняшней
московской молодежи больше, чем где бы то ни было сторонников скинхэдовской,
то есть "бритоголовой идеи", которая связана с ненавистью и
национальной непримиримостью. А когда такие люди пошли в фанатизм, московские
фан-группировки, начиная с FLINT'S CREW одна за другой в открытую сделались
националистическими и экстремистскими. И сказали, что это-настоящий, "британский"
фанатизм.
Если бы "кони" не дрались, они бы не выжили.
Кроме "столичной психологии" московский путь "Hooligans"
стоит еще на двух китах. Люди ведь становятся фанатами вовсе не из-за одной
только любви к футболу. Молодому парню всегда хочется заявить о себе,
противопоставить себя родителям, учителям, закону, обществу -словом, тому,
что над ним. И старый добрый советский фанатизм такую возможность парням
давал. Сейчас же, когда человека не сажают в кутузку только за то, что носит
цвета любимого клуба или идет по улице со "странной" прической,
обывателям противостоят не футбольные фанаты и даже не панки. Обыватели
сейчас боятся национал-большевиков и скинхэдов. А шарфик с надписью
"Спартак" или "Динамо" сегодня такая же деталь
современного городского пейзажа, как пионерский галстук в советские времена.
Ну и, наконец, давайте вспомним историю самого столичного фанатизма.
Единственная из всей страны Москва до сих пор имеет несколько команд в высшей
лиге, так же было и когда зарождался фанатизм. И потому быть футбольным
фанатом в столице с самого начала значило одно: драться. Лучший пример - фаны
ЦСКА, RED BLUE WARRIORS. Они стали самой боеспособной группировкой не от
хорошей жизни: у них в генах нацеленность на драку. И сейчас народ в
большинстве своем более за "Спартак", а в начале 80-х это вообще
было что-то жуткое. И нацепить на себя какой-нибудь армейский символ мог
только очень мужественный человек. "Коней" били везде. С момента
появления их банды "мясные" просто не давали ей проходу. Если б
"кони" не дрались, они бы вообще не выжили. Поэтому война-их знамя,
а сами они - настоящие WARRIORS, то есть воины.
Стоит ли удивляться, что понятия "футбольный фанатизм" и
"драки" в Москве для многих значат одно и то же.
Слушай, Ленинград, я тебе спою...
С Питером все иначе. Ленинградцев в бывшем СССР любили и любят до сих пор.
Если сине-бело-голубым и приходилось биться, то большей частью в Москве, в
Прибалтике, да еще на том же Кавказе.
Наш город другой по самой своей сути изначально, со времен его основания
государем Петром Великим, с тех самых пор, как здесь начали селиться званые
императором иноземцы - голландцы, англичане, немцы, французы... В генах
петербуржцев - не дикость и азиатчина, а уважение к другому человеку, его
религии, традициям, привычкам, симпатиям. У нас нет "комплекса
чужака", мы относимся к ним, как и подобает северянам - спокойно,
взвешенно, умиротворенно.
Нам есть, за что любить свой город, и в этом - сила нашего питерского
патриотизма. И в основе нашего отношения ко всему на свете лежит не
отторжение, не воинственность, не агрессия, а ЛЮБОВЬ.
Ленинградский петербургский футбольный фанатизм вобрал в себя лучшие традиции
самого европейского и самого интеллигентного города России. Мы любим свой
"Зенит"-и поэтому слагаем о нем больше песен и стихов, чем любая
другая фан-банда.
Мы любим свой клуб - и потому объездили следом за ним весь Союз, до Намангана
и Ферганы на юге, Владивостока и Находки на востоке и Кенига на западе.
Мы любим свой "Зенит" - и ЛЮБОВЬ главное для нас во всем, чтобы мы
ни делали. ЛЮБОВЬ, а не ДРАКА.
"Кто на нас с мечом..."
По московским меркам во время матча верх фанатизма - раздеться по пояс в
холодную погоду. Дескать, "круто", и когда видишь такое, мурашки по
спине. Но какая польза команде от этой "крути"?
Другое дело, когда смотришь трансляцию из Манчестера, а там поет целый
стадион в один голос, да еще как! Вот от чего по спине бегут настоящие
мурашки... И настоящий западный футбольный фанатизм -это вовсе не то, что
предлагают "флинты": "Вали коней, вали мусорню, пока ублюдки
не умрут".
Лучшие черты европейского футбольного фанатизма - это звуковая поддержка
британцев (с их песнями и скандированием) и зрительная -итальянских тиффози
(с их флагами, транспарантами и т. д.). Это как раз те вещи, которые отличают
футбольных фанатов от обыкновенных хулиганов, и "NEVSKY FRONT"
приблизился к европейскому фанатскому идеалу ближе любой другой фан-банды
России.
Мы хотим изменить мнение о футбольном фанатизме, как о занятии дегенератов и
пропойц. Поэтому " NEVSKY FRONT " намерен стать реальной силой не
только с экстремистской, а и с человеческой точки зрения. Силой, влияющей на
умы и сердца - и болельщиков, и футболистов, и властей.
Питерский путь - это не путь насилия. Мы не "Hooligans".
Мы - свободные люди и хотим свободно приезжать, куда мы хотим, болеть, за
кого мы хотим, и не скрывать этого, пряча цвета и флаги. Кстати, наше
поражение на "Щелчке" было очень питерским. Мы ехали, в Москву не
затем, чтобы драться, и потому проиграли. Но тем, кто рассчитывает и дальше
ходить на нас "с мечом", советуем вспомнить уроки отечественной
истории.
КАПИТАН. Статья из газеты "Известия".
|
|
|